Уличное освещение и безопасность в городе

2010-09-23

Установлено, что общее количество ДТП может быть уменьшено на 30%, а число происшествий на дорогах государственного значения и в зонах особой опасности (например, на перекрестках) — на 45%. Такие результаты показывает другое исследование МКО, обобщающие выводы, полученные по всему миру в результате экспериментов по взаимосвязи наружного уличного освещения и аварийности на дорогах. Удвоение средней яркости дорожного покрытия значительно снижает число ДТП в темное время суток.

Это отчетливо продемонстрировали эксперименты, проведенные по заказу министерства транспорта Германии на десяти участках дорог в шести крупных городах. Количество ДТП удалось снизить на 28%. Аварий с участием пешеходов, велосипедистов и мотоциклистов стало меньше на 68%, а несчастных случаев - на 45%.

 Уличные светильники в борьбе с преступностью

Правильно спланированное, качественное уличное освещение также способствует предотвращению преступных действий. Практика показывает, что акты насилия и преступления против собственности в основном происходят в темных уединенных местах, где совершающие подобные деяния чувствуют себя наиболее комфортно, так как в подобных условиях их трудно разглядеть и запомнить, а потенциальные жертвы практически беспомощны.

Более высокий уровень горизонтальной освещенности, сопровождаемый также повышением вертикальной освещенности в зонах с присутствием пешеходов, способствует лучшему визуальному восприятиюпространства. Подозрительные перемещения окружающих становятся заметны с дальнего расстояния, а приметы и намерения приближающихся людей различаются четче. Быстрое и ясное понимание ситуации дает нам больше времени на подготовку к опасности и адекватным ответным действиям.

Многочисленные исследования показали, что улучшение уличного освещения приводит к резкому спаду ночной преступности. Они также подтверждают, что более высокий уровень уличного освещения придает жителям города большее ощущение безопасности, что косвенно способствует дружелюбной атмосфере в городе и повышает качество жизни в нем.

 Экономика и псевдоэкономия при установке уличных фонарей

В силу ограниченного городского бюджета многие органы местной власти принимают решение об отключении части уличного освещения в ночное время. Жертвой подобной попытки сэкономить иногда становятся целые улицы, оказывающиеся в полной темноте в самые поздние часы. Даже не затрагивая пока вопросов безопасности на улицах, отметим, что данный подход неразумен.

Местные власти обычно не отдают себе отчета о том, насколько дешево в реальности обходится уличное освещение городу. К тому же очень часто решения об урезании ночного света приходится отменять в результате массовых протестов местных жителей против подобных «перебоев в энергоснабжении». Подробное изучение экономики уличного освещения показывает, что в целом оно обычно обходится городскому бюджету недорого, а затраты на его модернизацию быстро окупаются и позволяют добиться не меньшей экономии, чем при ночных отключениях старого оборудования.

Итак, из чего же складывается стоимость уличного освещения? Общая сумма состоит из затрат на создание и эксплуатацию этой системы уличного освещения. Капитальные затраты включают в себя цену садово-парковых фонарей, элементов их крепления и опор, а также работ по монтажу. Эксплуатационные расходы состоят из стоимости электроэнергии, текущего ремонта и обслуживания уличных светильников, а также замены ламп. Доля капитальных затрат в общей ежегодной стоимости уличного освещения существенно ниже, чем расходов на эксплуатацию.

Приведенная выше общая экономическая оценка не включает в себя стоимости ущерба, наносимого в результате аварий. Ее можно вычислить по статистике происшествий в ночное время. Решения о частичном отключении уличного освещения часто принимаются с целью снижения эксплуатационных расходов, под коими подразумевается в основном стоимость электроэнергии. Поэтому подобные меры часто оправдывают экологическими соображениями (так как выработка энергии негативно влияет на окружающую среду). На самом деле уличные светильники итак потребляют сравнительно небольшой объем электроэнергии, и их отключение не приносит желаемой заметной экономии.

Например, в Германии мощность, потребляемая наружным освещением, составляет только 0,1% от общего потребления, а годовой расход электроэнергии на эти цели — 0,7% от общенационального. Установленная мощность уличного освещения в Германии в пересчете на одного жителя составляет 13 Вт, что эквивалентно 50 кВт • ч годового расхода энергии. В денежном выражении это выливается в сумму 3,5 евро на человека в год. Стоимость энергии для наружного освещения в среднем составляет 0,4% текущих расходов местных бюджетов. Остальные эксплуатационные затраты добавляют к указанным цифрам еще 8 евро в год на человека, таким образом, общая стоимость уличного освещения равна около 12 евро в год на жителя города.

 Преимущества модернизации садово-парковых фонарей

В отдельных регионах затраты на электроэнергию оказываются довольно высокими. Практически всегда это объясняется наличием устаревших садово-парковых фонарей, которые работают в течение уже 20, 25, а то и 30 лет. Единственным выходом в данной ситуации является модернизация уличного освещения, выражающаяся в частичном или полном обновлении используемых садово-парковых светильников. Первый способ может подразумевать замену ламп на более новые модели с повышенной световой отдачей, установку «бюджетных» наружных светильников с оптимизированным светораспределением или переход к энергосберегающим системам и схемам включения. При втором способе модернизации повышенная световая отдача новых ламп и светильников позволяет уменьшить расстояние между опорами наружного освещения, а значит уменьшить число светильников.

Примечания по российским стандартам

В Российской Федерации уличное освещение регламентируется как федеральными, так и местными (региональными) строительными нормами и правилами, причем последние не могут быть снижены по сравнению с первыми. В настоящее время действует федеральный документ СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное уличное освещение», введенный в действие в 1996 году. В Москве руководящим документом для проектирования уличного освещения являются московские городские строительные нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение», разработанные на основе СНиП 23-05-95 и действующие с 1999 года. Так как российские нормы и стандарты DIN основываются на одних и тех же физиологических принципах восприятия света человеком, используются аналогичные подходы к выбору нормируемой величины и ее значения.

Для уличного освещения и дорог с автомобильным движением нормируется яркость дорожного покрытия в направлении линии зрения водителей, а в остальных случаях — горизонтальная освещенность. Предусмотрены также требования к равномерности распределения нормируемых характеристик (в ряде случаев) к вертикальной и средней полуцилиндрической освещенности. Детально предписываются также характеристики освещения автомобильных тоннелей, в том числе допустимая скорость спада освещенности от портала к внутренней части. Московские нормы регламентируют также световое загрязнение жилых домов. Критерии экономичности наружного освещения представлены в отечественных нормах рекомендацией по использованию натриевых ламп высокого давления и люминесцентных ламп (в силу особенностей российского климата — только в закрытых пространствах).

Экономию электроэнергии в ночные часы допускается осуществлять как за счет снижения мощности всех ламп по аналогии с рекомендацией 01ГЧ, так и при полном отклю¬чении не более половины светильников (полное отключение двух расположенных подряд опор запрещается). При этом сохраняется прежний уровень освещенности. Экономия средств в данном случае происходит за счет снижения как капитальных, так и эксплуатационных затрат. Современные светотехнические технологии окупаются не только за счет уменьшения энергопотребления. Их использование позволяет минимизировать и остальные составляющие эксплуатационных расходов. Например, применение источников света с большим сроком службы сокращает ежемесячные затраты на приобретение новых ламп взамен перегоревших. Кроме этого, экономятся и средства на работы по замене ламп.

Качественные светильники и крепежные элементы, сделанные из адекватных материалов, проще обслуживаются и требуют менее серьезного контроля в течение всего срока службы. За счет всех этих особенностей интервал между работами по массовому обслуживанию уличных светильников может быть увеличен вдвое и составит четыре года. Таким образом, по сравнению с обслуживанием устаревшего оборудования текущие затраты снижаются вдвое.

Уличное освещение и экология

При изучении рассматриваемой темы с экологической точки зрения наибольшее внимание принято уделять потребляемому объему электроэнергии. На практике оказывается, что он сравнительно невелик. Несмотря на это, уличное освещение становится все более энергоэффективным. В течение последних лет доля электроэнергии, идущая на уличное освещение (кроме освещения частных жилищ), снизилась на 1,5% до уровня 6,2% благодаря использованию энергоэкономичных ламп и более эффективным технологиям, внедряемым в новых и модернизированных осветительных установках. Снижение уровня энергии, потребляемого уличным освещением, невозможно без применения энергоэффективных уличных фонарей. Основу таких систем составляют лампы с большим сроком службы и высокой световой отдачей, представляющей собой отношение вырабатываемого светового потока в люменах к электрической мощности в ваттах. Чем выше такое соотношение, тем больше света создается лампой на единицу мощности и лучше энергетический баланс лампы. Другая важная составляющая эффективной системы — экономичный наружный светильник с минимальными внутренними потерями света. Уличный светильник должен оборудоваться оптической системой, направляющей свет строго на требуемую поверхность. А воспользоваться преимуществами экономичных ламп и наружных светильников в полной мере поможет электротехническая и пускорегулирующая аппаратура с малыми внутренними потерями. Другое сравнение, подчеркивающее весьма не значительную долю уличного освещения в общем энергопотреблении, было приведено Светотехническим обществом Германии (LiTG). Расчет полного энергетического баланса участка дороги, содержащего по 25 уличных светильников на километр и обладающего пропускной способностью 3000 автомобилей за 24 часа, показал, что стационарное уличное освещение расходует только 1,5% общего объема энергии, а остальные 98,5% приходятся на долю транспортных средств. Даже если бы расход топлива был снижен до 5 литров на 100 км пути (1 литр бен¬зина = 10 кВт*ч), энергопотребление уличного освещения не превысило бы 3% общего расходуемого на дороге объема. Второй объект пристального внимания экологов — утилизация отработанных ламп. Как известно, применяемые для уличных светильников лампы содержат некоторое количество ртути. Из-за этого, согласно немецкому законодательству о переработке промышленных и коммерческих отходов, большинство типов разрядных ламп подлежит специальной утилизации. Благодаря усилиям рабочей группы AGLV создана общенациональная сеть приема и утилизации ртутъ содержащих ламп, отвечающая самым строгим требованиям сертификатов. Таким образом гарантируется полное извлечение опасных веществ и возможность их повторного использования. В рабочую группу AGLV входят также участники Ассоциации производителей электрических ламп ZVEI, предоставляющие собственные зна ния и опыт в распоряжение специалистов по утилизации. Это позволяет выработать наиболее полные требования к последующей работе с материалами, содержащимися в новых лампах. В настоящее время основной задачей AGLV является повышение возвращаемости отработанных ламп. Еще один экологический аспект связан с проблемой светового загрязнения. В соответствии с действующим в Германии федеральным законодательством о загрязнении окружающей среды, жители домов, в чьи окна попадает свет от уличных светильников, имеют право подавать жалобы. Риск возникновения светового загрязнения, таким образом, должен быть устранен еще на стадии планирования осветительной установки. Хотя федеральные законы и практика их исполнения не содержат конкретных чисел, LiTG предложены методы мониторинга и оценки степени светового загрязнения, а также его максимально допустимые уровни. Эти данные были включены в официально публикуемое федеральное руководство, а также рекомендованы к применению организа циям по защите окружающей среды. Не совсем очевидная на первый взгляд взаимосвязь наружного освещения и экологии заключается в том, что искусственный свет привлекает много насекомых, а это в свою очередь влияет на жизнь ночных животных. С этой точки зрения действие желто-оранжевого спектра излучения слабее из-за того, что спектральная чувствительность глаз насекомых и человека не совпадают. Более сильное влияние имеет свет люминесцентных, ртутных и металлогалогенных ламп. Бледный лунный свет, в естественных условиях использующийся насекомыми для ориентации, воспринимается ими значительно ярче, чем человеком. Свет натриевой лампы высокого давления выглядит для них более темным, а красные и оранжевые области спектра вообще не вызывают никаких ощущений.

Видеть и быть увиденным

Существует простая формула предотвращения ДТП: для этого всего лишь необходимо видеть и быть увиденным. Однако зрительные процессы достаточно сложны, и это надо принимать во внимание при создании уличного освещения. В дневное время наружная освещенность меняется от 5 000 до 100 000 люкс, в то время как ночью 1 люкс составляет почти максимум возможностей лунного света. Наша способность видеть во всем этом широком диапазоне яркости объясняется умением глаз адаптироваться. Тем не менее при некоторых условиях адаптации зрительная восприимчивость снижается. Наилучшие условия для зрения создаются при дневном свете, когда в глазах активизируются так называемые колбочки — цветочувствительные рецепторы. В это время мы легко различаем цвета и объекты, можем четко разглядеть мелкие детали поля зрения. В темноте в действие вступают другие рецепторы — палочки, практически нечувствительные к цвету и высокочувствительные к яркости. В переходное время суток, в сумерках, активны оба вида рецепторов. Контрастами принято называть различия в цвете и яркости в пределах поля зрения. Для того чтобы восприниматься человеческим глазом, они должны быть достаточно выражены. Минимально различимый контраст зависит от окружающей яркости (яркости адаптации): чем выше яркость поля зрения, тем сильнее воспринимаются ее перепады. При более темном окружающем пространстве объекты должны иметь либо более сильное отличие от фона по яркости, либо больший размер для надежного различения. Способность воспринимать яркостные различия в поле зрения принято называть контрастной чувствительностью. Чем выше яркость адаптации, тем меньшие яркостные нюансы можно различить. Контрастная чувствительность снижается под воздействием слепящего света. Способность глаза выделять контуры и цвета окружающих предметов, например дорожных препятствий, характеризуется остротой различения. Этот фактор также улучшается по мере роста яркости адаптации. Зрительная работоспособность определяется контрастной чувствительностью и остротой различения. Этот параметр также определяется временем, за которое удается отследить различие в яркости, цвете и форме предметов (временем восприятия). Например, у водителя быстро едущего автомобиля времени для принятия решения о дорожной ситуации намного меньше, чем у пешехода. При резких изменениях яркости окружающего пространства глазу требуется время на адаптацию. Сам процесс переадаптации и занимаемое им время зависят от яркости до и после произошедшего изменения. Переадаптация от темноты к свету занимает считанные секунды, в то время как обратный процесс может занять несколько минут. Зрительная работоспособность в любой момент времени зависит от стадии адаптации. Чем больше света в окружаю¬щем пространстве, тем быстрее может быть достигнута полноценная производительность зрительного аппарата. Проблемы со зрением начи¬наются в те моменты, когда времени, отводимого на переадаптацию глаз, не хватает. Это обуславливает необходимость в специальных дорожных зонах для зрительной адаптации, например при въезде и выезде из туннелей, для безопасного перехода от одного уровня яркости к другому.

Нормы наружного освещения

Для обеспечения нормальных зрительных условий необходим достаточный уровень окружающей яркости (освещенности). В немецком стандарте DIN 5044 в качестве опорных величин используются средняя яркость или средняя освещенность. Освещенность представляет собой количество света, падающее на единицу площади поверхности дороги. Яркость (измеряемая в кд/м2) характеризует долю света, отражаемую от дороги вдоль линии зрения наблюдателя. Именно этот! параметр определяет возникающее у человека зрительное ощущение. Яркость нормируется практически для всех дорог с автомобильным движением. Этот параметр зависит от расположения наблюдателя, геометрии уличного фонаря, коэффициента отражения дорожного покрытия, светового потока ламп и светораспределения наружных светильников. Яркость рассчитывают для участков дороги со стандартизованными параметрами. Для улиц местного значения и проездов в жилых кварталах в качестве нормы применяется освещенность, так как в этом случае нельзя стандартизовать ни геометрию дороги, ни положение наблюдателя. Для оценки наружного освещения выбрана горизонтальная освещенность покрытия тротуаров и проезжей части. При наличии большого потока пешеходов дополнительно нормируются вертикальная и средняя полуцилиндрическая освещенность. Чтобы требуемые параметры уличного освещения сохранялись в течение длительного времени без специальных работ по обслуживанию уличных фонарей, стандарт DIN 5044 рекомендует закладывать в проекты коэффициент запаса, равный 1,25. В этом случае обслуживание уличных светильников производится при снижении яркости или освещенности до 70% от первоначального значения (наблюдающегося при новых лампах и светильниках). Самого по себе правильного уровня освещенности или яркости еще недостаточно для создания адекватного освещения. Для успешного выполнения зрительных задач должна также выдерживаться высокая равномерность распределения света. Темные пятна в поле зрения маскируют окружающие предметы, делая препятствия и опасные зоны на дороге трудноразличимыми или вовсе скрывая их из вида. Зоны маскирования могут возникать при недостаточном количестве установленных уличных светильников, при частичном отключении уличного фонаря или при выходе части наружных све¬тильников из строя. О равномерности распределения яркости говорят результаты расчета общей U0 и продольной U1 равномерности с учетом геометрии улицы и отражающих характеристик ее покрытия. Параметр U0 представляет собой отношение минимальной яркости дорожного покрытия к среднему значению по всей поверхности дороги. Параметр U1 равен отношению минимальной и максимальной яркоcти вдоль линии зрения наблюдателя (обычно направленной вдоль оси дороги). Равномерность освещенности оценивают параметром g1 равным отношению минимального и среднего значений. Появление в поле зрения слепящих источников света или других ярких пятен может ухудшить зрительное восприятие до такой степени, что надежное различение и опознание предметов станет вообще невозможным. Физиологически ослепленность представляет собой поддающееся измерению снижение зрительной способности, в частности остроты различения. Ослепленность вызывает дискомфорт наблюдателя и снижает концентрацию внимания, чем способствует возникновению аварий. Хотя данного явления на дорогах не удается избежать полностью, степень его проявления может быть значительно снижена. Для оценки возникающей на дороге ослепленности существуют предусмотренные в стандартах процедуры. Механизм ослепления начинает действовать при возникновении пятен с чрезвычайной яркостью либо резких яркостных перепадов в поле зрения. Это вызывает трудности с переадаптацией зрения. Свет слепящего источника рассеивается внутри глаза, создавая так называемую вуалирующую засветку на поверхности сетчатки. Из-за этого снижается контрастность проецируемого на нее изображения. Чем выше освещенность, создаваемая источником на поверхности глаза, и чем ближе источник к наблюдателю, тем выше значение вуалирующей яркости. При яркости адаптации L для надежного различения некоего объекта на фоне требуется минимальный яркостный контраст L0. При наличии ослепленности вуалирующая яркость приводит к адаптации глаза на более высокий уровень яркости L + Ls. Таким образом, объект с контрастом Lо становится неразличим. Чтобы его вновь можно было заметить на фоне, он должен обладать более высоким контрастом Lbl. Именно эта разница между L0 и Lbl, выраженная в процентах и называемая пороговым приращением контраста (Т1), используется для оценки степени ослепленности. В случае когда расчет яркости показывает высокие значения Т1, наблюдается сильная ослепленность. Уличные фонари , спроектированные с подавлением слепящего действия, обеспечивают значение Т1 от 7 до 10%. Для улиц с относительно слабым движением его допустимо принимать в пределах 15 — 20%. Прямо падающий свет создает зоны затенения, в пределах которых яркость распределена неравномерно. В качестве примера можно привести пространство между припаркованными автомобилями. В случае если глубоких теней невозможно избежать, необходимо использовать дополнительные световые точки. Помимо количества света и его распределения в пространстве, световое излучение обусловлено цветовыми свойствами. К ним относятся цветность свечения лампы и цветопередача, характеризующая восприятие цветных объектов в искусственном свете. Уличное освещение предъявляет сравнительно невысокие требования к этим двум характеристикам. Несмотря на это, рекомендуется все же использовать лампы с хорошими цветопередающими свойствами для подчеркивания цветовых контрастов и увеличения воспринимаемости информации. Лампы с неудовлетворительной цветопередачей (например, натриевые низкого давления) пригодны лишь для пешеходных переходов, территорий морских портов и охранного освещения.

Категории дорог и нормируемые параметры наружного освещения

Чем выше потенциальная аварийность на данном участке дороги в темное время суток, тем больше требуется искусственного наружного света. Риск возникновения ДТП высок на магистральных дорогах с интенсивным ночным движением, однако вероятность столкновений и наездов еще выше в тех случаях, когда участники движения перемещаются с разными скоростями, то есть представлены автомобилистами, мотоциклистами и пешеходами одновременно. Безопасность на улице непосредственно связана с этими факторами, так как она напрямую зависит от размеров, взаимного расположения и скоростей движущихся объектов. При определении уровня риска, которому соответствует участок дороги, стандарт DIN 5044 основывается на двух различных группах критериев — интенсивности и организации движения.

К первой группе относятся:

  • наличие или отсутствие встречного движения (а также центральной резервной полосы),
  • средняя интенсивность ночного движения,
  • периоды повышенной интенсивности движения, представленные количеством часов в год, в пределах которых превышается средняя транспортная нагрузка на дорогу.

Организация движения оценивается по следующим признакам:

  • планировка поперечного сечения дороги и вид управления уличным движением, взаимная изоляция различных видов участников движения,
  • расположение дороги в пределах застроенной зоны или вне ее,
  • наличие доступа извне к произвольным участкам дороги,
  • наличие или отсутствие неподвижных автомобилей по краям дороги или на обочине, установленных ограничений скорости.

Для скоростных шоссе, главных и городских дорог стандартом DIN 5044 нормируются значения яркости наружного освещения . Основной акцент делается на освещении проезжей части. На местных, вспомогательных дорогах и улицах жилых кварталов, согласно стандарту DIN 5044, должна обеспечиваться нормируемая освещенность. Также рекомендуется, чтобы фасады прилегающих к дороге зданий были освещены аналогично поверхности дороги. Помимо горизонтальной освещенности и равномерности ее распределения, в качестве меры вертикальной освещенности необходимо учитывать также среднюю полуцилиндрическую освещенность. Уровень освещенности пешеходных зон, городских площадей и парковых дорожек должен как минимум соответствовать норме для местных дорог. В случае если возможен интенсивный поток пешеходов, рекомендуется минимальная освещенность 10 лк. Основная цель стандарта DIN 5044 — улучшение зрительных условий для всех людей, пользующихся улицами и дорогами. Успешное выполнение его рекомендаций обеспечивает правильное восприятие поверхности доороги и ее границ, зон слияния и пересечения дорог, направления движения и возможных препятствий, расположения участников движения и их перемещений. Кроме выполнения своей основной функции светильники в зонах слабого транспортного движения являются элементом городской архитектуры. Они способствуют формированию «лица улицы» и вносят существенный вклад в улучшение городской обстановки. Даже излучаемый ими свет является эстетическим фактором: его теплая цветность создает уютную, домашнюю атмосферу. В данном случае критерием оценки освещения служат средняя горизонтальная освещенность (равная 3 лк для местных дорог со слабым движением, 7 лк для более нагруженных улиц, примыкающих к проспектам) и ее равномерность. Такой выбор сделан из-за того, что низкая интенсивность движения и большое разнообразие в оформлении поверхности этих улиц не позволяют пользоваться для них нормируемой яркостью. Контроль качества освещения дополнительно осуществляется при помощи средней полуцилиндрической освещенности, отражающей значения вертикальной освещенности на улице. При этом пешеходам легче разглядеть приближающихся людей, вовремя принять решение о надвигающейся угрозе и таким образом обезопасить себя от преступных посягательств. Освещение улиц рассматриваемой категории должно охватывать не только зону проезжей части. Оно призвано обеспечивать достаточным, равномерно распределенным светом также и прилегающие территории, такие как велосипедные и пешеходные дорожки, фасады рядом расположенных зданий. Одновременно важно не допускать возникновения светового загрязнения, а именно чрезмерной освещенности окон домов. Для избежания ослепленности яркость уличных светильников в определенном диапазоне углов от их оси должна быть конструктивно ограничена.

Велосипедные дорожки

В настоящее время в европейских городах наблюдается настоящий бум создания велосипедных дорожек. В уже сложившейся застройке их иногда выделяют в качестве части пешеходной зоны. Правильное освещение помогает лучше различать всех находящихся на дорожке, тем самым предотвращая возможные столкновения. Оно также выявляет потенциальные опасности на пути быстро едущих велосипедистов, обычно представленные водосточными решетками и ухабами. В зонах городской застройки задача освещения дорожек вдоль обочин дороги возлагается на установку уличного освещения. В обособленных от автомобильного движения местах, таких как сады, парки и пригороды, необходимо устройство специального освещения. Нормы предписывают горизонтальную освещенность от 1,5 до 3 лк вдоль оси дорожки. Как и в предыдущих случаях, должна выдерживаться высокая равномерность освещенности, так как островки темноты существенно снижают зрительную способность велосипедистов. Этому требованию максимально удовлетворяют уличные светильники с особенно широкими кривыми силы света. Они обеспечивают приемлемую равномерность освещения одновременно с достаточно большим расстоянием между опорами, что способствует экономичности системы в целом.

Уличное освещение пешеходных переходов

Даже маленькие дети знают, что самое безопасное место для пересечения улицы — пешеходный переход, оборудованный светофором. А для сохранения безопасности и ночью он должен быть оборудован специальным уличным освещением. Свет, отличающийся по цветности от общего уличного освещения, обладает дополнительным сигнальным действием. Водители наиболее эффективно различают пешеходов, когда те предстают в качестве светлых объектов на темном фоне (т.е. при положительном контрасте при наблюдении). Это достигается, если уличный светильник(уличный фонарь) расположен между водителем и пешеходом, причем его свет падает в направлении движения автомобиля. В зависимости от типа светильников их необходимо располагать на высоте от 50 до 100% стандартной опоры. Требования к дополнительному наружному освещению пешеходных переходов изложены в стандарте DIN 67523, часть 1. Средняя вертикальная освещенность, позволяющая добиться положительного контраста на фоне дороги, освещенной по DIN 5044, составляет 40 лк в направлении движения над осью перехода. Нижний предел — 5 лк во всех точках дополнительно освещаемой зоны. Точка максимума освещенности должна приходиться на пешехода, находящегося в середине перехода. Чтобы избежать ослепления водителей встречного направления, яркость светильников в их сторону необходимо строго ограничить. Таким образом, весь комплекс перечисленных требований выполним только при помощи специальных светильников, разработанных для освещения переходов.

Пешеходные зоны и городские площади и их наружное освещение

Помимо своего основного назначения, наружное освещение в этих местах выполняет еще и эстетическую функцию. Городские фонари, гармонирующие с окружающей архитектурой, создают особую городскую атмосферу. Несмотря на это обстоятельство, безопасность не стоит приносить в жертву эстетике. Свет должен также способствовать предотвращению преступности и помогать пешеходам. заблаговременно обнаруживать потенциальные опасности. Красиво освещенные пешеходные зоны города привлекают больше людей и тем самым способствуют коммерческому успеху местных магазинов и ресторанов. Данный эффект сохраняется и в светлое время суток при помощи декоративного оформления светильников и опор старого или современного дизайна, подходящих по стилю к архитектуре домов. Дополнительно может использоваться и заливающее освещение. Средняя горизонтальная освещенность в зонах перемещения пешеходов должна составлять 5 лк. Около крупных магазинов, привлекающих много людей, ее следует удвоить. В местах пересечения пешеходных зон и улиц с умеренным автомобильным движением требуется освещение, аналогичное пешеходным переходам (вертикальная освещенность 40 лк). Дополнительным преимуществом высокой вертикальной освещенности является ее вклад в предотвращение преступных действий на улице.

Городские парки. Садово-парковые светильники.

Основное назначение наружного освещения в городских парках и садах заключается в обеспечении безопасности людей. Садово-парковые светильники, расположенные вдоль дорожек, подсказывают направление движения и подчеркивают препятствия и опасные места. Не менее важным аспектом безопасности является предотвращение преступлений. Наряду с практическими функциями, парко¬вые светильники играют и декоративную роль, в том числе в светлое время суток. Заливающее освещение прилегающих к дорожкам территорий носит исключительно декоративный характер, подчеркивая привлекательность природы. Уровень освещенности на дорожках зависит от освещения близлежащих зон. Средняя горизонтальная освещенность должна превышать 1 лк. В местах, где имеются неровности или ступеньки, минимальный уровень составляет 5 лк. Рекомендуется также избегать контрастных темных пятен, вызывающих переадаптацию зрения и затрудняющих ориентацию. Вертикальная освещенность важна как антикриминальное средство, вдобавок за счет нее снижается чувство психологического дискомфорта людей в удаленных уголках парка. Простая закономерность размещения парковых светильников (садово-парковых фонарей) выглядит так: чем меньше высота опоры, тем чаще должны устанавливаться садово-парковые светильники(фонари). Кроме этого, расстояние между садово-парковыми фонарями зависит от формы дорожки и имеющихся препятствий для зрения. Освещение деревьев, клумб, фонтанов и прочих природных объектов не регулируется никакими нормами. При этом наличие неосвещенных зон является даже преимуществом, так как на их фоне лучше воспринимаются подчеркнутые светом объекты. Не следует также допускать ослепления прожекторами заливающего света прохожих либо светового загрязнения примыкающих к парку жилых районов. Исключить слепящее действие проще всего путем совмещения направления прожекторов и линии наблюдения. Установка прожекторов на правильном расстоянии позволяет избежать излишне глубоких теней на освещаемом объекте. Проблема нежелательной засветки окон жилых домов решается более тщательной проработкой проекта садово-паркового освещения. Требуемая освещенность зависит от желаемой яркости освещаемого объекта, то есть от его цвета и коэффициента отражения. Чем темнее объект и ярче фон, на котором он наблюдается, тем большую освещенность необходимо создать. Особенно выразительные ночные световые картины получаются за счет подбора цветности ламп в зависимости от ма¬териала объектов. Натриевые лампы высокого давления заливают светлый камень золотистым цветом и подчеркивают оттенки красноватых листьев. Металлогалогенные лампы особенно подходят для выявления блеска металлических и стеклянных конструкций, а также для подсветки желтой, желто-зеленой, сине-зеленой и темно-зеленой листвы.

Освещение крытых и открытых парковок

Основное назначение освещения автостоянок — функциональное, для обеспечения безопасности и ориентации в пространстве. Помимо этого, хорошее освещение с высокой вертикальной освещенностью отпугивает воров, угонщиков и хулиганов. С точки зрения автомобильного движения зоны въезда и выезда с парковок составляют группу риска. Вероятность аварий снижается при использовании дополнительных наружных светильников, улучшающих ориентацию водителей и повышающих общую освещенность. В стандарте DIN 67528 предусмотрен дифференцированный подход к различным зонам

<< Назад